Сравнительная характеристика двух мотоблоков из поднебесной «Агат» и «Салют»

Сравнительная характеристика двух мотоблоков из поднебесной «Агат» и «Салют»

Сегодня мы поговорим о технических параметрах и конструктивных особенностях двух популярных мотоблоков, балансирующих на стыке легкого и среднего классов. Один из них хорошо известен на нашем рынке, второй для многих наших соотечественников является пока еще новинкой, которая во многих странах постсоветского пространства появился в уходящем, 20201 году. Надо отметить, что обе машины относятся к детищам российской оборонно-авиационной промышленности, с едиными историческими корнями и генетикой. Но судьба раскидала их производства по разным сторонам Евразийского континента. Один мотоблок теперь делают в Ярославской области, второй – в Китае. Агрегаты во многом схожи, но есть у них и важные отличия. Итак, сегодня пристально изучаем мотоблоки «Агат-Л7» и «Салют-100» и попробуем сделать между ними выбор.

«Агат-Л7» обзавелся у нас армией поклонников. Он является «потомком» мотоблока «Салют-5», пик популярности которого пришелся на 90-е. «Салют-100» – это «улучшенный и дополненный» вариант «Агата». То есть сначала был «Салют», потом «Агат», а потом опять «Салют». Правда, нынешний «Салют» несколько другой и его производство налажено на другом заводе.

Краткий исторический экскурс

Сравнительная характеристика двух мотоблоков из поднебесной «Агат» и «Салют»

В начале 80 гг. прошлого столетия правительство озадачило Министерство авиационной промышленности СССР разработкой и выпуском малогабаритной сельскохозяйственной техники. В то время Минавиапром располагал десятками конструкторских бюро и заводов. Каким именно из них поручить тему, решили быстро.

Одна из конструкций была разработана в московском МИПО «Союз», специализирующимся на реактивных двигателях для военной и гражданской авиации. Разработчики техники вдохновились японским мотоблоком «тиллер» Iseki KS280, но использовали его только в качестве фактора вдохновения, а не объекта для создания копии. От японца была взята компоновка, а все остальное было своим. Производить же машину должен был московский оборонный завод им. Чернышева, двигатели которого были почти в каждом реактивной крылатой машине. Малосерийное производство агрегата «Тушинец» было запущено только лишь после распада СССР. В середине 90-х производство перевели на другой московский оборонный завод – ММПП «Салют», где был достигнут по-настоящему крупносерийный выпуск. В итоге «Тушинец» стал «Салютом-5».

На заре второго тысячелетия на заводе «Салют» вырос объем оборонного заказа и мощностей для мотоблоков стало не хватать. Производство вновь поменяло локацию – было переведено на машиностроительное предприятие «АГАТ» Ярославской области. Эта организация специализировалось на производстве комплектующих для двигателей и систем различных летательных аппаратов – МиГ-29 и Су-27. Но и для мотоблоков «Салют» нашлись мощности. При этом всеми правами на «Салюты» по-прежнему владело московское предприятие, а завод в Ярославской области был партнером, выполнявшим сборку по контракту. Так продолжалось с 2002 по 2011 год.

А потом случился «раскол». Контракт между московским и Гаврилов-Ямским заводами перестал действовать. В результате в Ярославской области продолжили делать мотоблоки, но теперь под собственной маркой – «Агат», а московский завод нашел партнеров в Китае и организовал там производство модернизированной версии, которой присвоили обозначение «Салют-100». Число 100 обозначало не что иное, как вековой юбилей московского завода, который праздновали в 2012 году.

Известно, что в изготовлении «Салюта-100» принимают участие и китайская, и московская площадки, но как именно распределены роли – производитель, которым юридически остается АО «Салют», не раскрывает.
Теперь оба потомка мотоблока «Тушинец» – это два очень похожих, но все же разных продукта.

Сходства двух мотоблоков

Сравнительная характеристика двух мотоблоков из поднебесной «Агат» и «Салют»

К основным достоинствам японца Iseki RS280 (пример для подражания) относится его завидная на то время эргономичность. Антропометрия, эргономика – эти науки для японских инженеров нечто сродни религии. Благодаря выбранной «топографии» центра тяжести руки и плечи не так нагружаются, как при работе с другой техникой. Примечательно то, что такое конструктивное решение делает возможным работу с мотоблоком женщин. Еще такая компоновка очень хорошо подходит для участков с уклоном. Именно эту идею с вынесенным вперед двигателем и подсмотрели у японцев.

Все остальное – уже российская разработка. Исключение – моторы. Последние модели «Агата» оснащаются движками Forza, Honda GP и др. «Салют-100» комплектуется «бытовыми» силовыми агрегатами Briggs & Stratton и профессиональными Honda GX, ресурс которых составляет 2000 моточасов. Есть модели с двигателем Briggs & Stratton Vanguard с 3000 моточасами. А на «историческом» «Салюте-5» поначалу и моторы использовались российские.

Сравнительная характеристика двух мотоблоков из поднебесной «Агат» и «Салют»

Главнейшим достоинством «Агата» и «Салюта» является их редуктор. Эти не может похвастаться другая техника среднего класса. Редуктор шестеренчатого типа, которым обычно комплектуются тяжелые мотоблоки. Такая конструкция легко справляется с высокими нагрузками, например, с ударными. Опять же такая особенность характерна небольшому количеству моделей, относящихся к среднему классу.

Общие у «Агата» и «Салюта» массогабаритные характеристики, мощность. Штатные колеса не пневматические, а из цельнолитой резины. Их не надо подкачивать, их невозможно проколоть. Грунтозацепы, навесное оборудование, как активное, так и пассивное – все унифицировано. Это общие черты. А в чем различия?

Чем отличаются близнецы-мотоблоки

Сравнительная характеристика двух мотоблоков из поднебесной «Агат» и «Салют»

Мотоблок «Салют» выгодно выделяется более свежим дизайном. Согласно автомобильной терминологии, внешность этого агрегата – это легкий рестайлинг «Агата». Только очень легкий.

Важное отличие заключается в управлении передачами. У всех «Салютов» передачи переключаются на руле, а у «Агата» – на редукторе. С целью переключения передач в мотоблоках «Агат» приходится делать поклоны. Что касается «Салюта», скорость этой техники меняется изящным жестом руки. За это мотоблоку «Салют-100» правомерно поставили жирный плюс. Правда, несколько омрачает периодическая регулировка постоянно растягивающихся тросов.

У «Агатов» по причине отсутствия щупа нет возможности контролировать уровень масла. Производитель «Салютов» не забыл об этом щупе, что позволяет отслеживать изменение уровня масла.
Еще одно отличие между рассматриваемыми мотоблоками касается фрезами. «Салют-100» продается вкупе с шестью фрезами и двумя ограничителями. Комплект «Агата» включает четыре фрезы. Ограничители отсутствуют. И здесь «Салют» лидирует. Зато «Агат» лучше по качеству стали.

Что же выбрать?

При всей схожести рассматриваемых мотоблоков они все же не одинаковы. К тому же, агрегаты благодаря своим создателям «прижились» в разных рыночных нишах. При ограниченном бюджете ставку правильнее сделать на агрегат, созданный на базе Гаврилов-Ямского предприятия и оснащенную двигателем Lifan. Китайский производитель движков гарантирует как минимум 7-летнюю работу любого своего мотора. Если перевести такой срок в моточасы, то рок службы составит порядка 1100 моточасов.

При сравнении мотоблоков с легковым авто можно заявить, что «Салют» – это премиальный вариант комплектации «Агата». На внутреннем рынке почти все «Салюты» оснащены профессиональными моторами с ресурсом, составляющим как минимум 2000 моточасов. Те, кто знаком с «Салютом» не понаслышке говорят, что на такой технике комфортно работать.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Интересные статьи