Какой мотоблок выбрать – «Оку» или «Угру»?

Какой мотоблок выбрать

ПАО «Калужский двигатель» относится к крупнейшим производителям мотоблоков в России. И этот завод единственный, кто в одном классе предлагает и ременную модель, и вариант с ВОМ. Оба изделия популярны на рынке и по стоимости очень близки. Ну и что в такой ситуации делать читателю? Выбрать проверенный длительным временем ременной мотоблок «Ока» или свежую модель «Угра» с валом отбора мощности?

Пробуем разобраться

«Ока» чуть ли не самый утилитарный и простой мотоблок на рынке. Именно таким его создавали еще при СССР. «Угра» считается свежей разработкой, ставшей доступной на рынке в 2009 г. Конструкторы калужского завода реализовали в своей разработке львиную часть того, что с успехом используется в популярных мотоблоках аналогичного класса.

Если изучать технические характеристики, то эти две модели очень похожи, а по некоторым цифрам и вовсе идентичны. По компоновке и развесовке все почти одинаково. Да еще и выпускаются «Ока» и «Угра» на одном предприятии.

Силовые агрегаты

Какой мотоблок выбрать

И «Ока», и «Угра» комплектуются как китайскими бюджетными двигателями Lifan мощностью от 6,5 до 9 л. с., так и более дорогими, но зато японскими и американскими, моторами Honda и силовыми агрегатами Briggs&Stratton. Практика показывает, что Lifan достаточно надежны, можно брать. Но, чтобы гарантированно сделать оптимальный выбор, полезно все же слегка разобраться в конструкции предлагаемых вариантов. Определиться только с «лошадиными силами» для комфортного использования недостаточно.

Самый важный агрегат после двигателя у мотоблоков – редуктор. Его конструкция у «Оки» и «Угры» – разная. Шестеренчатые редукторы, такие как у мотоблока «Угра», применяются в профессиональной технике, которая работает в режиме высоких нагрузок и больших объемов работ.

В ременных мотоблоках чаще используют цепные или шестеренчато-цепные редукторы. Такой самый простой цепной редуктор стоит на «Оке». Его главное преимущество в том, что он – необслуживаемый. Такие редукторы могут отходить по 15-20 лет вообще без какого-либо вмешательства. При минимальной цене и простоте конструктивного исполнения редуктор «Оки» сейчас один из самых надежных на рынке.

Любопытно, что «Ока», хоть и является ременным мотоблоком, все равно предназначена для тяжелых условий работы. Характеристики мотоблока позволяют ему работать на целине. Именно это утверждает завод-изготовитель.

Тяговые усилия двух мотоблоков сопоставимы. Но «Угра» выпускается с тремя передними передачами и одной задней. В «Оке», в свою очередь, всего две передние. При этом пониженная скорость «Оки» совпадает с пониженной скоростью «Угры». То есть вариативность передач вперед у старой модели меньше. Но нужна эта вариативность далеко не всегда и не всем.

Но даже знаний о всей силовой линии недостаточно для выбора между моделями. Неудивительно: мотоблок – это не просто мотор с колесами, а комплекс из «энергетического модуля» и навесных орудий. Изучим и их.

Справка: в лучших российских мотоблоках предусмотрена универсальная монтажная скоба. Такое конструктивное решение позволяет на технике одной модели использовать пассивную навеску от другого производителя отечественных мотоблоков. То есть под свои задачи можно подобрать оборудование, выпущенное разными производителями. Это удобно.

О пассивной «навеске»

Макиавелли считал, что особенности короля проявляются в его свите. Это изречение актуально и в нашем случае. Так, функциональность мотоблока определяется его навесным оборудованием.
К полезным аксессуарам техники относятся металлические колеса, которые обеспечивают хорошее движение по раскисшему от дождевой воды грунту. По такому «болоту» техника со штатными колесами пробуксовывает.

Ассортимент железных колес широк. Поэтому с поиском зацепов за грунт проблем обычно не возникает. Железные колеса рознятся по ширине и диаметру. Для окучивания картофеля в наибольшей степени подходят большие и узкие зацепы, для вспашки огорода – широкие со стандартным диаметром. Поскольку «Угра» и «Ока» сходят с конвейера одного завода, то выходные валы – одинаковые. Значит, все грунтозацепы, все колеса для двух моделей мотоблоков совпадают. Унифицированы у них и культиваторные фрезы. Полольник, рыхлители – все пассивное оборудование изначально подходит и для той, и для другой машины.

Активное оборудование

Какой мотоблок выбрать

С активной «навеской» все сложнее. Именно в активном оборудовании начинается самая главная разница между «Окой» и «Угрой». В «Угре» оно вешается на ВОМ, а у мотоблока «Ока» весь «актив» приводится в действие через клиноременную передачу.

Для ременного мотоблока предлагаемых позиций активной навески больше, чем для мотоблока с ВОМ. Кроме роторной косилки, снегоуборщика, картофелекопалки, как у «Угры», под ременной мотоблок «Ока» доступны еще дровокол, веткодробилка, насос и коммунальная щетка.

Дело в том, что ременная техника выпускается с 80 гг. и производством активного навесного оборудования для нее занимается множество предприятий. Подойдет и продукция Гагаринского завода торговой марки «Мобил-К», и изделия марки ВРМЗ, и активные рабочие органы АРЗ. А вот под «Угру» нужна навеска конкретно производства ПАО «КАДВИ».

Сама конструкция клиноременной передачи «Оки» гораздо проще, чем привод ВОМ у «Угры». Это значит, что потребителям, которые приобретают ременную технику для бытового домашнего использования, с активным навесным оборудованием «Оки» будет справиться проще. Важный нюанс: такая навеска меньше весит.

Людям в возрасте работать с ней проще. Процесс агрегатирования ременного оборудования тоже проще.
Есть, конечно, и недостатки. Главный среди них – сами ремни. По сравнению с ВОМ они менее надежны. При бытовом использовании ременного мотоблока не стоит нагружать его так же, как ориентированную на коммерческое применение машину с ВОМ. На классическом участке размером в 25-40 соток, в обычной «дачной» интенсивности, ремней хватает на три-четыре года. А вот если ваш мотоблок «пашет на всю деревню»… ну, в общем, вы поняли. Кстати, стоят ремни недорого, и серьезного беспокойства для кошелька процесс их замены доставить не должен.

Значит ли все это, что однозначно надо брать ременной вариант? Тоже нет! Есть еще один нюанс. Для многих решающим становится именно он.

Уникальность «Угры»

Какой мотоблок выбрать

«Угра» может похвастаться тем, чего нет больше вообще ни у какого другого мотоблока в принципе.
Мотоблок «Угра» изначально стал выпускаться с парой ВОМ. Скорее всего, проектировщики такой техники предвидели возможность оснащения их детища адаптером АМПК-1. Конвейерное производство этого комплектующего было запущено по истечению девяти лет после выхода первой партии мотоблоков «Угра» — три года назад.

«Адаптер» на простом языке – это приводной водительский модуль.

Что представляет собой АМПК-1. Если говорить простыми словами, это платформа, включающая сиденье и ходовую часть. Что-то похожее на адаптер АМПК-1 выпускалось ранее на базе техники других производителей. Однако только в нашем случае крутящий момент передается на адаптер, а мотоблок после сцепки с адаптером становится средством передвижения с полным приводом. То есть в итоге получается мини-трактор. Адаптер делает доступной установку любого пассивного навесного оборудования, применяемого на базовом мотоблоке. Плюс к этому – человеку не приходится «выгуливать» мотоблок во время полевых работ.

А еще к адаптеру АМПК-1 можно присоединить самый крупный мотоблочный прицеп и перевозить грузы от 500 кг, так как за счет полного привода тяговое усилие увеличивается в два раза. Иные владельцы умудряются «Угрой» с адаптером даже застрявшие немаленькие автомобили вытаскивать из «плена».

Мотоблоками «Угра», в оснастке которых есть адаптер АМПК-1, могут похвастаться некоторые почитатели рыбалки и охоты. Для таких потребителей рассматриваемая техника заменяет квадроцикл. Удивляться этому не приходится. Ведь речь идет о самом доступном на рынке полноприводном 4-колесном транспортном средстве.

Вес АМПК-1 составляет 80 кг. Его основные конструктивные элементы:

  • тормозная система со стояночным тормозом;
  • универсальная сцепка, позволяющая устанавливать навесное оборудование;
  • система, поднимающая агрегаты;
  • педальная система, опускающая агрегаты на землю.

По причине присутствия в оснастке мотоблока АМПК-1 позволяет заключить, что «Угра» – это уникальный мотоблок. Нет альтернативной техники, у которой бы крутящее усилие передавал на колеса дополнительный модуль.

Заключение

Покупка мотоблока «Угра» оправдана, когда в нем присутствует полноприводный адаптер и дополнительное активное и пассивное навесное оборудование. С такой комплектацией технику можно смело назвать профессиональной машиной, которая станет незаменимой в решении внутрихозяйственных задач, и позволит получать дополнительный доход при ее сдаче в аренду. Длительная бесперебойная работа техники обеспечивается приводом активного оборудования через ВОМ. Адаптер АМПК-1 делает «Угру» перспективным транспортом для рыболовов и охотников. Важно понимать, что техника с полной комплектацией – это не из дешевых удовольствий.

Более демократичная цена у «Оки» с ременной активной «навеской». К тому же, такая техника более простая и дешевая в плане ее обслуживания. Тем, кто озадачен поиском недорогого и надежного мотоблока «Ока» станет незаменимым помощником в ЛПХ.

Ну а ответить на вопрос, какие функции, для какого режима и по какой цене более интересны, любой хозяин сможет самостоятельно.

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Интересные статьи